Язык является средством общения людей. Формирование
связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и
овладением звуковой системы речи.
В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс
развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи.
Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а
именно чтению и письму.
читать
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом
стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать
звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения
грамоте.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное
условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового
анализа.
Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов
школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение
правильным чтением и грамотным письмом.
Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени
словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной
из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Дети путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении и
буквенной за . В дальнейшем несформированность фонематического слуха
проявляется при изучении иностранного языка в средней школе: дети трудно
воспринимают иностранные слова на слух, неправильно их произносят.
Нарушение фонематического слуха может возникнуть в результате искажённого
произношения звуков.
Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие
слухового внимания и слухоречевой памяти. На занятиях по звуковой культуре речи
у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки
из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки);
знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста. Одновременно с
развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие активного
словаря ребёнка.
Упражнения для формирования фонематического слуха проводятся в определенной
последовательности - вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем
анализ и синтез простейших односложных слов. Позднее дети овладевают навыком
звуко-слогового анализа и синтеза двух-трёхсложных слов.
Работа над формированием фонематического слуха
предполагает следующую последовательность:
·На первом этапе обучения звуковому анализу
используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале
слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).
·Далее осуществляется анализ и синтез обратного
слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак).
Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из
положения после согласных (дом, там).
·Далее дети овладевают анализом и синтезом
прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.
·Затем дети овладевают полным звуко-слоговым
анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют
соответствующие схемы.
·Дальнейшее усложнение материала предусматривает
анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются
термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
·Параллельно дети знакомятся с буквами, которые
затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно
стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем,
чтобы дети понимали прочтение слова и предложения
Комментариев нет:
Отправить комментарий